Alex Dietrichstein (glavbuhdudin) wrote,
Alex Dietrichstein
glavbuhdudin

Categories:

JOMO — новая радость человека со смартфоном

Прокрастинация, фейсбук-депрессия, интернет-зависимость, цифровое слабоумие — все это новые психологические феномены. Судя по негативному крену, мы оказались не готовы к виражам цифрового поворота, и нам еще только предстоит научиться во всем этом жить, находить баланс между виртуальным и аналоговым. Но подвижки уже есть! Недавно появилось еще одно новое слово, наконец-то позитивное — JOMO: радость, которую испытывает современный человек, выпадая из онлайн-жизни, событий, моды.

Современный горожанин со смартфоном и соцсетями живет в постоянной тревоге. Страх этот имеет название: FOMO (аббревиатура от Fair of missing out — страх что-то упустить).

Именно это иррациональное чувство заставляет нас сотни раз в день брать в руки телефон, проверять мессенджеры, прокручивать ленты новостей. Мы напряженно ждем ответа даже на самые дурацкие сообщения, переживаем, когда нас игнорируют, даже если дело пустяковое. В общем, ведем себя нездорово.

Интересно, что мы боимся упустить не только звонок или важное сообщение. Соцсети будто говорят нам, что сама жизнь проходит мимо, только посмотри: как хороши твои френды, как интересно они живут, а чего добился ты? Давай шевелись!

Постоянная включенность в жизнь онлайн не делает нас счастливее. Растет охват интернета, а с ним и невроз. В США в телефон ныряют в среднем каждые шесть минут. В России не отстают: 50% всего населения активно пользуется соцсетями, 40% делает это с мобильных телефонов. Проблему зависимости понимают даже те, кто ее создал. И Apple, и Google внедрили в свои устройства приложения за контролем экранного времени, чтобы каждый смог оценить масштаб бедствия, а еще объявили 2020-й годом ментального здоровья и замедления.
JOMO

Но есть и хорошие новости. На Западе порядком устали от FOMO и теперь активно учатся JOMO (joy of missing out), то есть не бояться, а радоваться упущенному.

С легкой руки журналистки Хейли Филан, давшей имя феномену, идея избавления от цифрового невроза шагает в жизнь. Еще совсем недавно писали, как быть продуктивным и все успеть, теперь чаще выходят книги с обратным посылом: «Как ничего не делать» Дженни Оделл [Eng] или «Диджитальный минимализм» Кэла Ньюпорта. Десятки книг, блоги, подкасты посвящены собственно феномену JOMO. В них нас учат:
концентрироваться на реальной, а не виртуальной жизни;
выстраивать онлайн-границы, чтобы люди не ждали от вас немедленной реакции;
следить, какую информацию мы потребляем, так же тщательно, как мы следим за едой.
Достичь JOMO не так просто, как кажется. Вероятно, будет ломка, предупреждают авторы книг. Но для ментального здоровья и благополучия это, похоже, просто необходимо.

Вот некоторые признаки цифровой зависимости из бестселлера Тони Далтон о JOMO. Проверьте себя:
последнее, что вы видите перед сном, — экран, при этом есть сложности с засыпанием;
вам слышатся звонки и вибрации телефона, которых нет;
вы часто теряете нить разговора, отвлекшись на телефон;
вечеринка еще в самом разгаре, а вы уже смотрите фотографии с нее;
испытываете стресс, оказавшись без телефона.

Хотя главный прицел JOMO — это онлайн-зависимость, слово стало мелькать и в контексте дизайна. Его довольно быстро материализовали, упаковали и продали. Коллекции с таким названием — это эстетически нейтральные вневременные вещи.

Глубже всего идею восприняли скандинавские дизайнеры. Датский дизайн-аналитик Арлиен Себорг (Arlien Søborg) убежден, что дизайн должен помочь людям избавиться от диджитального морока. Он предсказывает небольшой откат в аналоговую эпоху. К нам вернутся старомодные «медленные» вещи, и мы вновь будем варить кофе в турке.

Впрочем, новые модели и коммерческие тренды, если разобраться, только мешают прочувствовать JOMO. Ведь важно фильтровать не только сообщения, но и всю эту потребительскую гонку за новыми благами и вещами. Стремиться получать удовольствие от того, что уже есть, без оглядки на моду. Да здравствуют новые идеалы: минимализм и осознанное потребление!

В Европе это тоже очень хорошо понимают. Вот что пишет у себя дизайнер Диана Балашова после посещения последней голландской недели дизайна: «Дизайнерам интерьера ездить на неделю дизайна в Эйндховен — это все равно, что пчелам летать на фестиваль против меда. Голландцы — за осознанное потребление и не любят нарядного и слишком красивого… Больше всего дизайнеров заботит экология и вторичное использование материалов, этика, помощь больным и слабым и любовь, гуманизм, а не новые виды кресел и ковров, не приумножение сущности во имя потребления».

тут
Tags: социология
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments