Alex Dietrichstein (glavbuhdudin) wrote,
Alex Dietrichstein
glavbuhdudin

Тонкости пропаганды

Оригинал взят у kosarex в Вдогонку к предыдущему посту

Пополемизировал я слегка с Максимом Калашниковым, а ощущение недоговоренности осталось. Кое-что о пропагандистах и аналитиках. Существует принципиальная разница между "аналитикой" для населения и реальностью. Поэтому аналитика для профессионалов даже выбрала свой язык, чтобы не мешать обычной пропаганде. Профессиональные издания сознательно пишутся скучно и муторно. Однако, и профессионалов принято агитировать, поэтому не только появились издания, где пропагандистская, искаженная информация подается муторным, псевдонаучным языком, даже сами серьезные издания стали объектом внедрения в них псевдонаучный материалов. Круг замкнулся, в нашем мире профессионал не доверяет профессионалу ещё больше, чем скептический слесарь не верит господам наверху. Цивилизация лжи убила научную этику давным-давно. Что же касается профессионалов пропаганды, то тут работает ещё более интересный закон - профессиональный аналитик для эффективности своей работы отнюдь не должен знать реальность. Не только рамки научного мышления, сама реальность стала ему помехой в работе. Подобно тому, как идеальный инженер должен жить в мире конструкций и механизмов, которые он создает, так и аналитик должен жить в мире представлений, которые он навязывает читателю. Это одно из условий успеха его работы. Избыточное знание в таких случаях всегда мешает в силу пересечения планов реальности. Это пересечение планов реальности отнюдь не мешает инженеру-авиастроителю стать тонким ценителем садоводства. Слишком незначительны эти пересечения, например, воздействие ударной волны при полете истребителей на низкой высоте на урожайность яблок. В пропаганде мы имеем совсем иное. Пропаганда пронизывает самые живые и важные пласты нашей реальности. Поэтому самые лучшие в смысле успеха аналитики отнюдь не обязаны глубоко знать предмет речи и, тем более, знать истину выше определенного набора фактов и воздействия этих фактов на слушателей.

Подозревать аналитика или журналиста в избыточном знании отдельных предметов или способах работы с информации равносильно подозрению в их недостаточном профессионализме. Говоря проще, Латынина отнюдь не обязана разбираться в предмете своей аналитики. Это правило столь же верно относительно массы граждан с учеными степенями, лезущими в просветители. Звание и даже знание предмета, который отнюдь не входит в тему их пропаганды, является только средством достижения доверия между ними и слушающими. Отсюда такое обилие спецов целого ряда естественно-научных дисциплин среди пропагандистов. Скажем, академик Сахаров был хорош именно тем, что понимал что-то в физике, но ничего не понимал в гуманитарных областях. Его, естественно, активно продвигали народу гуманитарии, которые ничего не смыслили в физике и, тем более, не смыслили в физике настолько, чтобы понять, как и чем может ли физика понять осмыслить гуманитарные проблемы. Последнее, но самое важное именно для научного анализа, требование запредельно, поскольку у физике как науки в принципе нет задачи помочь гуманитариям, а гуманитарии не обязаны помогать физикам, пока их именно не попросят, то есть не сведут общую проблему к локальной и несводимой ко всей глубине взаимодействия научных дисциплин. Более того, даже глубокое понимание собственной профессии, если вы становитесь её пропагандистом, часто мешает успеху. Экономист - аналитик популярных изданий не обязан много смыслить в экономике. Пропагандист бизнеса, даже если он сам является крупным бизнесменом, обязан перестать быть тонким аналитиком бизнеса, если он начинает пропагандировать бизнес и т.д.

Мы все понимаем, что нас "немножко" дурят, но забываем, что низкий уровень профессионализма является одной из слагаемых успеха в пропаганде. Поскольку человек является существом любопытным, то с этим связано одно из побочных явлений пропаганды. Человек всё-таки пытается понять истину для себя. Но требование успеха ограничивает глубину анализа, иначе он начнет мыслить недостаточно красиво и непринужденно для читателя или зрителя. Пропагандист-аналитик от этого начинает преувеличивать глубину собственных мыслительных достижений. Поэтому он очень искренен, когда начинает преувеличивать себя и себе подобных и подавлять носителей более глубоких мыслей. Легче всего заметить этот процесс в пропаганде различного рода эзотерики - раз за разом господа несут один и тот же бред в разных вариациях. Этот бред успешен, поскольку бьет по определенным стереотипам подсознания. Но, увы, они не только не могут выделить стереотипы подсознания, на которые воздействуют, они даже не подходят к задаче их определения с тем, чтобы посмотреть какие элементы реальности окажутся в остатке, после удаления помех в виде готовых к быстрой реакции на раздражение наших стереотипов сознания. Именно так, задачи пропаганды заставляют человечество повторяться и наступать на одни и те же грабли.

Преодолеть эту проблему очень сложно, поскольку пропаганда является естественной частью коммуникации (общения) людей. Повторяемость, ограничения по глубине мысли и масса других вещей имеет корни в психике человека и законах примитивного общения. Пропаганда является только надстройкой над традициями простого общения, включая традиции бытовой лжи. В этом главные причины её эффективности и унылой повторяемости. Естественно, аналитика тоже является формой общения. Всё, что вы не можете доказать или просто сообщить другим, автоматически выходит за рамки аналитики. Синонимом мышления и анализа только для себя является привычка думать и помалкивать, иначе вас просто не поймут.

Subscribe

  • Forget private school, it’s all in the genes!

    A new study demonstrates that in a true meritocracy, people will succeed or fail on innate strengths and weaknesses. The good news is you can save…

  • Советское среднее образование - фикция

    Министр образования и науки Ольга Васильева считает, что российским школам необходимо вернуться к лучшим традициям советского обучения — «лучшего в…

  • О преподавании логики в школе

    Логика — это наука о том, как надо думать. Однако в нашей системе образования думать запрещено. Можно только читать и запоминать то, что написано в…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments