Alex Dietrichstein (glavbuhdudin) wrote,
Alex Dietrichstein
glavbuhdudin

Стоит ли учить татарский?

Оригинал взят у kosarex в Стоит ли учить татарский?
Типичная точка зрения избалованного советской властью http://eskovirt.livejournal.com/26033.html
А теперь моё скромное мнение. Русские с удовольствием учат немецкий, английский, французский, китайский. Это сейчас. Раньше русская община в Харбине не желала учить китайский и как в воду глядела - пришла китайская власть и даже со знатоками языка и культуры обошлась по хамски. Русские очень не хотели учить языки прибалтов, и как в воду глядели. Раньше эти народы пинали русских как могли, гнали вон, теперь и они сами вместе с русскими мечтают смотаться из родных, национальных республик. Про славные языки народов Кавказа или Средней Азии говорить смешно - достаточно посмотреть, как они бегут от родных порядков в Россию. Едут образованные, мчатся ребята от сохи, едут знающие русский язык, едут горделиво забывшие после независимости русский язык. Однако, это не мешает русским с удовольствием учить испанский или итальянский. И тут маленький вопрос - помогает ли изучение русскими языка места проживания местным народам с точки зрения качества жизни местных народов? Скажем, испанцам изучение русскими их языка помогает, а про узбеков такое сказать трудно, скорее наоборот, узучение русскими узбекского помогает узбекам погрязнуть в средневековом чванстве. Или возьмем казанских татар в Башкирии - помогает ли изучение русскими башкирского языка казанским татарам жить в более цивилизованном обществе или, напротив, помогает традициям кочевого байства? Вот тут, я думаю, любой казанский татарин вздрогнет, поскольку в глубине души он готов стричь по жизни купоны с родственности башкирского языка татарскому, но дурные последствия башкиризации русского сознания, которая напрямую связана с изучением башкирского, ему чревата массой негативных последствий. В самом конце прошлого века произошла занимательная история - албанцы взяли вверх в Косово. Местные кабардинцы, сбежавшие в своё время от Кавказских войн разделились. Кто-то сбежал от "родных" мусульман в Сербию, а часть поехала в родную Кабарду. Им выстроили роскошные коттеджи, поселили в одном поселке. Кабардинцы осмотрелись и убежали прочь от своего, национального общества. Дело было не в деньгах, а самом духе межчеловеческих отношений. С сербами они отнюдь не жировали, а после распада Югославии жизнь в Сербии и Косово стала крайне бедной. Можно возразить, что казанские татары - нация более культурная. На это прибалтийские народы могут гордо ответить - мы, вообще, Европа! То есть, сантехник Вася - традиционная мишень для критики. Но, кто в Азию или на Кавказ нес культуру иных, межчеловеческих отношений - сантехник Вася или рафинированный профессор Левин? Профессор Левин всегда был за то, чтобы сантехник Вася учил местный язык и пропускал вперед национальные кадры. Сейчас профессор Левин чешет себе затылок, потому что понимает, что его можно обвинить в глупости. Потому что ради карьеры профессор Левин слишком приспосабливался под местные требования. Такова особенность его национального менталитета - евреи жили на Кавказе и в Средней Азии, а местные народы век за веком отставали от остального мира, потому что под них подлаживались, а не предлагали иные межчеловеческие отношения. Не нравится постсоветсткое пространство - возьмите пример Марокко. Вот этот вопрос о сантехнике Васи и профессоре Левине на самом деле является ключевым. Посмотрите на современный Дагестан или Чечню, где изучение Васей местных языков уже ничего не изменит в ходе развития данной республике. Шашкой махать - один вид храбрости. Ставить вопросы и отвечать на них - другой вид храбрости. На самом деле между пресловутой позицией Сванидзе по поводу учебника истории Вдовина и Барсенкова и требованиями к условному сантехнику Васе нет принципиальной разницы. У русских же иная проблема. Русским постоянно мешают задать себе простые вопросы - сможет ли сантехник Вася нормально жить без профессора Василия, или, наоборот, зачем профессору Василию сантехник Вася, когда национальный кадр Махмуд просто неотразим? Опыт дает четкий ответ - мотать из такой страны надо, скажем, рядом с профессором Жаком или сантехником Жаком жить можно, зато национальный кадр Махмуд или латышский Райнис - соседство опасное. Эти ребята не могут задать себе кое-какие вопросы и честно на них ответить.

Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments