Alex Dietrichstein (glavbuhdudin) wrote,
Alex Dietrichstein
glavbuhdudin

О наших ценах и торгашах

Оригинал взят у kosarex в О наших ценах и торгашах

Наше общество такое, что выживают в нем достаточно ригидные и агрессивные граждане, иначе примут за слабака и начнут дожимать. Будут смотреть как на носителя комплекса виктимности, которого можно размазать по стенке и в морду не получить. В ЖЖ это тоже заметно. Посмотрят на твои вещи или поговорят при личной встрече и решат, что слабак, писать бросишь, от пары наездов руки опустятся. Потом видят, что ошиблись, но ничего не понимают. Злятся, но измениться не могут. Антирыночники, что с них возьмешь.

Торговлю у нас принято рассматривать независимо от личностей торгашей и тех, кто ими управляет. Это арендодатели, бюрократические крыши, бандитские крыши и т.д. Вместе они у нас образуют некого коллективного торгаша с определенным ригидным сознанием. Представление о том, что рынок всё исправит, характеры заставит измениться, а цены определяются исключительно рыночной целесообразностью, очень наивно. На самом деле, некоторые вещи исправить невозможно. Нужно менять характеры торгашей, а не только условия их хозяйствования. Где-то помогает плетка, а где-то и плетка не поможет.

Конкретные примеры. Теоретически у нас должны быть почти одинаковые цены на арбузы и дыни. Торгаши любят объяснять, что руководствуются логикой накруток, а накладные расходы это большей частью не накрутки, типа поднял цену на 100% от исходной и торгуй. Если арбуз на бахче стоит условно рубль, а дыня два рубля за кг, то на рынке соотношение цен 15 руб за кг арбуза и 40 руб за кг дыни это уже фантазия торговца, мол, дыня ценнее, поэтому мы ОБЯЗАНЫ брать больше. Захожу в Пятерку и вижу, как большие грейпфруты помелло через десять с лишним лет провальных продаж стали стоить как мелкие грейпфруты. Год за годом торгаши себе вдалбливали в голову, что большой фрукт обязан стоить намного дороже, чем маленький. Реальная их цена на мировом рынке даже меньше. И я уверен, что сейчас цены на помелло сбавили исключительно из-за того, что кто-то из евреев Израиля приехал в Москву, увидел несуразные цены, где-то в Израиле пожаловался, а те надавили на еврейских хозяев Пятерки. Наши торгаши-евреи народ ригидный и додуматься до такой вещи не могли, а Израиль из-за их ригидности годами имел проблемы со сбытом своей продукции. Город Александров. Один и тот же сорт водки стоит условно в Пятерки 120 руб за бутылку, в магазине напротив - 170. Склад один, отпускная цена одна, сбавить цену нельзя - подведем крышу и сами продешевим. У них психика не выдерживает испытания, почему на бутылку водки нужно накрутить на 100%, а только 50%. Но пасаран, стоим до последнего. У нас в Москве бегают по подъездам, овощи предлагают. На рынке морковь 40 руб кг, они предлагают за 40 руб кг, но неудобным оптом, или 38 руб за кг, но ещё более неудобным оптом, если возьмешь, половина сгниет. Ясно, что морковь взяли в колхозе за 3-5 руб кг, любая цена сверх 10 руб кг идет в чистую прибыль. До 30 руб не скинут из принципа, минимальный объем покупки для покупателя не уменьшат, будут бегать до упора, пока не сломаются. Хотя ОБЯЗАНЫ по логике рынка сбросить цену до 20 руб кг ещё в начале торговле. Вон, в КНР частные торговцы продают овощи в три раза дешевле, чем в соседнем супермаркете. Китайцы торгуют с большой выгодой, у нас психологически не готовы. Приезжает оптовик-кавказец с машиной и посылает русских и кавказских мужиков по подъездам "вернете мне по 30 или 35 руб за кг моркови, что накрутите, всё ваше". Он ригиден, мальчики на побегушках ригидны, цена на морковь подскакивает до рыночной, товар не распродается или распродается крайне медленно. Накладные расходы растут, автоматически растет озлобленность кавказцев против тупых русских, нежелающих покупать морковь со "скидкой".

В связи с этим расскажу забавную историю времен зари перестройки. Тогда досками под распил на заказ по Москве торговали три организации. Они очень быстро сообразили, что ехать через половину Москвы ради пары досок клиентам невыгодно. Поэтому они каждое утро обзванивали коллег-конкурентов, узнавали цены и чуточку поднимали цену у себя, мол, куда клиент денется. В итоге они в идеале воспроизвели ситуацию из всех руководств по торговле. Через пару месяцев все клиенты предпочли закупать стандартные доски и распиливать их самостоятельно или брать доски в Подмосковье. Или возьмем ситуацию с преподаванием английского языка в Москве. Более 15 лет с начала перестройки все молодые женщины, хорошо знающие английский, не шли в школу, поскольку на фирме платили лучше. Кончилось дело тем, что иностранцы наябедничали Путину, что в Москве спросить дорогу не у кого. Зарплату подняли. Остальные предметники подняли шум, нервы работников РОНО с их никчемными (на фирму не устроишься, в институт с такими "научными" знаниями не возьмут) знаниями физики, химии, рисования и других предметов подняли бунт. Ригидность взяла вверх над рынком, им срочно подняли зарплату. В итоге в Москве столь хорошие зарплаты учителей, что директора школ поимели право выбора и набрали не столько качественных педагогов, сколько способных им хорошо задницы лизать. Будем ждать, пока иностранцы снова нажалуются Путину, что народ иностранных языков не знает, в математике и по прочим предметам имеет провалы, а вышее образование обязано подтянуться до уровня нормальной средней школы. Теперь это неизбежно уже по ещё более важной причине, поскольку наплыв кавказцев в ВУЗах изначально имеет антирыночные цели - даешь кавказца в начальники любой ценой со всеми вытекающими отсюда накрутками в ценах на любые услуги, особенно, взятки.

Кстати, недавний пикет у Останкино пресловутого Широпаева тоже глубоко антирыночен. Чекисты решили сэкономить на ручной оппозиции и наняли для митинга тех, кто изначально должен отпугивать население от участия в политической деятельности своими рожами и фашиствующими речами. В итоге никого толком не собрали. Это все равно как столяр привык экономить и забивать гвозди топором. Ему понадобилось отвинтить шуруп, а начальство предложило ему отвинтить шуруп топором, поскольку отвертку купить в своё время поскупилось. Провокаторов, способных хоть кого-то собрать, в своё время не приготовили, поскольку их кормить надо. Любой человек, способный собирать людей, уйдет в рекламное агентство и на жалкие, чекистские гроши не польстится.

Недаром сейчас регулярно вздыхают по сталинизму, рассуждают о Днепрострое, а в голове совсем другое - вот были времена, цены устанавливались по приказу, на митинги шли по приказу, восторгались публицистами или писателями по приказу, короче, вопросами рыночности себя не озадачивали, сбивали цены на одно, задирали цены на другое. Всё логично, крутым и ригидным рынок всегда в тягость.

Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments