Alex Dietrichstein (glavbuhdudin) wrote,
Alex Dietrichstein
glavbuhdudin

Categories:

Почему Россия в конце 19-го века стала экспортером зерна

Оригинал взят у kosarex в Почему Россия в конце 19-го века стала экспортером зерна
Почему Россия в конце 19-го века стала крупнейшим экспортером зерна,
И почему большевики раззорили её своей тупостью.

Надо сказать, что Россия стала крупнейшим экспортером зерна не сразу. В 18-ом веке экспорт был, но не слишком значительный. Даже позднее, к началу Крымской войны в 1854 году, зерновой экспорт Румынии был в три раза больше, чем экспорт из Одессы и Крыма. Экспорт любых товаров был завязан на транспортную сеть страны. Экспорт из Беларуси был связан с перевозками зерна по Западной Двине в Ригу. Экспорт из Петербурга был связан с возможностями сплава товаров по системе каналов и далее через Онегу и Неву, при этом сам Петербург перехватывал большую часть товаров. Куда больше был экспорт через Архангельск, то есть Северную Двину. В эту речную систему через речку Юг и дальше везли железо с Урала, а через Сухону шел экспорт вологодского льна. Зерна везли сравнительно мало, поскольку перевозка на лошадях стоила дорого. Совершенно не случайно небезызвестный Чичиков по воле Гоголя мечтал вывезти бумажные души в Херсонскую губернию. Так выглядило естественно для помещиков - некий господин желает завезти доходное хозяйство, где сбыт зерна гарантирован.

Не буду томить читателя. Россия стала крупнейшим экспортером зерна прежде всего за счет развития железнодорожной сети, сделавшей выгодными зерновые перевозки. Этот процесс выглядил не всегда слишком явно за счет развития пароходного транспорта. Но главным стала железнодорожная сеть и удешевление перевозок зерна за счет замены топлива с дров на уголь. Всё это выглядит как прописная истина, однако, удешевление перевозок зерна также привело к росту его производства, а этот механизм при все своей простоте далеко не случайно описывают мало. Расширение железнодорожной сети резко уменьшила нагрузку на лошадь, а это в свою очередь привело к росту предложения товарного зерна на рынок.

Дело в том, что классический извоз всегда связан с огромным потреблением зерна и с резервированием больших площадей под сенокос. Помните классическую фразу Ноздрева - лошадям Чичикова овса не давать? Одной лошади полагается 10-15 кг зерна и сено. Если у нас идет обоз с зерном, например, от Калуги до Москвы, то в Подмосковье хозяину земли уже надо решать, что выгоднее - заготовить сено для обоза или посеять овес. В любом случае, обозные лошади будут кормиться с земли, которая сама по себе более выгодна для выращивания и поставки зерна в Москву, чем земля под Калугой. Просто обоз перевезет в Москву больше, поэтому за счет дешевизны калужского зерна заготовка кормов для обоза выгодней. Обозы с зерном шли в Москву и Петербург за счет разницы цен в два-три и более раз. Калуга это ещё близкое расстояние. Неделю туда, неделю обратно, получим порядка 200 кг зерна на одну обозную лошадь плюс сено или меньше зерна, но ещё больше сена. Зато при перевозке зерна из Тамбова расход зерна и сена ещё увеличится. Если лошадь зимой стоит в стойле и перевозит мало груза, то она меньше ест. Если она используется для извоза, то перед посевной её надо срочно подкормить. Это её расход зерна и сена в придачу к расходу на прямые расходы при перевозке грузов обоза. Естественно, перевозили не только зерно. Шли грузы рыбы, везли дрова, мясо и т.д. Всё это было связано с расходом зерна и сена. Проблемы начинались уже при перевозке грузов на расстояние свыше 30 км. При меньших расстояниях крестьянину не надо было брать с собой много зерна и сена, покупать корм на стороне, а при возвращении лошадь отъедалась у себя в стойле. Та же проблема возникала при неурожае. Покупка дорогого из-за перевозки зерна оказывалась не по карману крестьянину.

А теперь немного арифметики. Лошади нужно как минимум 30 кг биомассы в сутки. То есть, лошади потребляли больше зерна, чем крестьянская семья, которая их использовала. Потребляла двояким образом. Во-первых, просто съедала много зерна, во-вторых, требовала сенокосных угодий, которые иначе были бы заняты под зерновый культуры или под иное животноводство - разведение коров и овец, выращивание кормов для свиней. Чем шире росла сеть железных дорог, тем производительней становился труд крестьянина в смысле возможностей увеличить предложение товара на рынок. То же самое происходило с помещичьим хозяйством. Автоматически сокращался расход зерна для перевозки иных товаров. Вдобавок, лошадиный навоз, который во время пути просто оставался на дороге, уже оставался в лошадиных стойлах и использовался для удобрения полей. Как следствие, рос экспорт зерновых и предложение зерна на внутренний рынок. Представления о том, что крестьянское хозяйство давало всего 450 кг зерна (ржи или пшеницы) на душу населения перед революцией несколько лукавы, поскольку не учитывают производство кормов для лошадей, которые продолжали широко использоваться в сельском хозяйстве. Естественно, при таких подсчетах также не учитывается производство других культур, например, чечевицы. По её экспорту Россия занимала первое место в мире, но это ещё мелочи в сравнении с внутренним потреблением. Чечевица раньше считалась и правильно считалась необходимым элементом питания в постные дни, поскольку богата белками. 

Обычно крестьянскому двору хватало 2 лошадей для обработки земли, однако, потребности извоза заставляли держать часто 3 лошади на двор и более. Железнодорожная сеть в России стала широко строится в расчете на вывоз зерна именно с начала 90-ых годов. Если вы посмотрите на цифры зернового экспорта, то он начал широко расти и оттеснять с сторону по значимости более удобные для перевозки товары, например, лен, именно в это время. Однако, эта взаимосвязь часто оказывалась внешне незаметной, поскольку а) существовали жесткие ограничения по объемам запашки земель и числом лошадей, как тягловой силой б) извоз продолжал существовать. Поэтому чаще обращают внимание на другие важные факторы, как рост запашки и освоение новых земель. Всё это важно. Но всё равно следует учесть принципиальную разницу в перевозках зерна на близкие и дальние расстояния. При близких расстояниях лошадь просто слегка недокармливается в пути, а потом отдыхает в стойле и ест сено. В итоге крестьянин может больше предложить зерна на рынок. В итоге даже при одинаковой урожайности и культуре земледелия на рынок предлагается больше зерна. Другим фактором экспорта зерна стали успехи в перевозке рыбы и мяса железнодорожным траспортом и пароходами. Например, во многих городах цена сушеной воблы стала вровень с ценой хлеба. Структура питания в городах улучшилась. В итоге России оставался буквально один шаг до резкого роста сельскохозяйственного производства за счет замены лошадей на механическую тягловую силу - трактора и грузовики. 

Замена лошадей на тракторы и грузовики должна была дать прибавку в виде нескольких миллионов тонн зерна и прочих видов сельскохозяйственной продукции. Надо было просто дать возможность крестьянину более рационально рассредоточиться по территории страны, то есть продолжить переселенческую политику. Но тут страна получила октябрьскую катастрофу. Гибель населения, падеж лошадей, грабеж продразверстки и далее государственные грабительские поборы, низкие закупочные цены и т.д. Идея коллективизации и расширения посевных площадей была порочна в своем примитивизме понимания идеи замены лошадей на трактора. Если в России до катастрофы рост железных дорого приводил к изменению характера извоза и способствовал лучшему унаваживанию полей при дальнейшем росте урожайности и качества запашки, то большевистская идея была совсем иной. Она не учитывала естественный природный фактор, то есть неизбежный вынос питательных веществ из почвы при сборе урожая.

Как мы знаем,  дождевая вода содержит в себе небольшое количество микроэлементов. Недаром образуются соленые воды и озера в замкнутых экосистемах. Например, озеро Иссык-Куль стало замкнутой системой всего несколько веков назад, когда землетрясение завалило сток воды в реку Чу. За это короткое время вода в озере стала слегка соленой, а ведь это гигантские массы воды. Растения часть солей и микроэлементов улавливают, а обычная соль уносится со сточными водами. Унаваживание позволяло не только улучшить структуру почвы, но и как бы собирать больше микроэлементов с дополнительной территории. В свою очередь, улучшение структуры почвы позволяло растениям легче забирать эти микроэлементы и прочие вещества из почвы. Если бы большевики поставили бы себе задачей замену лошадей на коров, то есть увеличение производства молока и мяса, то падение урожайности не произошло бы. Однако, они поставили себе прямо диаметральную задачу - увеличить производство зерновых за счет сокращения производства молока и мяса. Запашку увеличили в два раза, урожайность упала с 20 центнеров с га до 7 центнеров с га. Вот тут надо снова вспомнить лошадей и овес. Недаром у нас считают дореволюционное производство ржи и пшеницы без производства овса. Овес шел на корм лошадям и возвращался в землю в качестве навоза. С этой же целью у нас любят подчеркивать товарность помещичьего хозяйства в ущерб крестьянскому. Тут тоже подтасовка фактов. При издольщине крестьянин был заинтересован часть навоза из своего хозяйства вывезти на свою делянку в поле помещика. То есть, урожайность помещичьих земель часто обеспечивалась "нетоварным" трудом в крестьянском хозяйстве.

Последствия большевистского эксперимента были понятны. Падение урожайности и уничтожение возможности увеличить урожайность за счет унаваживания, вызванного сокращением пастбищь и полей с кормовыми культурами. Запашку-то за счет отказа от использования труда лошадей можно было увеличить процентов на 10-15, а они бросились пахать всё подряд. Позднее, когда началось производство химических удобрений, прибавка урожая оказалась ниже планируемой из-за плохой структуры почвы, вызванной нехваткой навоза. Когда начали строить животноводческие комплексы, то оказалось, что большевики толком не поняли, как крестьяне создавали навоз. Земле возвращался не только навоз, но и солома. Солома резалась, использовалась в качестве подстилки, она смешивалась с навозом. Но животное выделяет не только навоз, но и мочу, а моча подавляет рост растений, поэтому навоз часто выдерживали под открытым небом в иде кучи и даже своеобразной изгороди. В своё время это очень возмущало премудрого Троцкого во время путешествия по Сибири - ишь, зажрались русские гады, маслом торгуют, молока у гадов с избытком, да в придачу ленятся срочно навоз на поля вывезти и изгороди городят. В том-то и дело, что во время такой выдержки навоз от дождей очищался от мочи животных, а солома перегнивала и лучше улушала структуру почвы. Эту традицию прекратили, весь навоз срочно бросили на поля во имя торжества социализма и убавили урожайность.

Когда царское правительство решилось-таки не слишком препятствовать сельскому населению переселяться и тем самым улучшить эффективность использования земли в стране, построило железные дороги, экспорт зерна стал естественным продолжением развития сельского хозяйства. Хотя хамский налоговый гнет крестьян мешал инициативе и многое сдерживал. Большевизм принес нечто новое - управленцев, решивших, что они всё понимают лучше ученых, крестьян и даже просто наблюдательных помещиков. Нынешнее развитие сельского хозяйство неразрывно связано с идеей насильственного внедрения плантационного, крупного производства, которое держится исключительно на дешевой рабочей силе, огромных площадях запашки и огромных норм химических удобрений. Старая система хозяйства, предполагавшая определенный баланс и взаимосочетаемость животноводства и зерноводства в эту систему не вписывается, однако, она весьма любопытна с исторической точки зрения.

Subscribe

  • США и сталинская «бензоколонка»

    Одним из мифов сталинизма является байка об «успешной самостоятельной индустриализации СССР». В частности, адепты вышеупомянутой церкви верят в…

  • О привычке «мыслить категориями XIX в.»

    Оригинал взят у salery в post Четверть века назад находилось достаточно людей, уверовавших в наступление эры некоего «нового мышления»…

  • Прэлестно...

    В Москве откроют бесплатную киношколу для инвалидов В киношколе "Без границ" смогут обучаться люди с нарушением опорно-двигательного аппарата,…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments