Alex Dietrichstein (glavbuhdudin) wrote,
Alex Dietrichstein
glavbuhdudin

Рабовладельческие традиции

Оригинал взят у kosarex в Перепост от Дао Кэ Дао
http://www.daokedao.ru/2011/09/04/rvotnyj-ritual-kak-vysshee-proyavlenie-kitajskoj-vezhlivosti/
Интересно, что нечто схожее мы уже читали в рассказах про Древний Рим и пресыщенных патрициев. У меня была ситуация, когда я по непонятному наитию симитировал известный жест с тайваньцем - опустил большой палец вниз как в романах плебс Рима требовал добить гладиатора, а в ответ услышал "откуда знаешь наш национальный жест - большой палец вверх как одобрение и вниз как осуждение?" С драконами понятно - их пыталось стереть в сознание европейцев христианская церковь и переделать в нечто отрицательное. прочем, и с японцами не так просто. Например, право японского дворянина согреть себе ноги, разрезав живот простолюдина и сунув туда ступни. То же самое мы видим в средневековой Франции, а смысл прост - живот как вместилище души, речь идет не просто о способе согреться, а изъять из простолюдина его душу и потратить на сугрев своих ступней. Нечто схожее мы видим в праве самурая ночью выйти и проверить остроту нового меча, срубив голову случайному прохожему из простолюдин. Это подозрительно напоминает спартанский обычай инициации, то есть посвящения в мужчины. Собрались будущие воины, убили илотов, вроде как мужчинами стали. Илоты это покоренное спартанцами изначальное население Спарты.

Однако, не надо думать, будто все обычаи имеют осознанные корни внутри каждой культуры и не могут возникать самостоятельно. Например, обычай езды с мигалкой потрясающе напоминает феодальное требование к простолюдиным при виде коляски с аристократом отойти к обочине, освободить проезд и бухнуться на колени в знак приветствия. Точно так же мы наблюдаем среди ряда представителей кавказской диаспоры борьбу за право убить какого-нбудь русского вроде Агафонова, чтобы почувствовать себя мужчиной и не понести уголовной ответственности. В таких случаях попытка этнографа дать научное объяснение данному феномену ведет к замешательству - с одной стороны, схожие элементы сознания ведут с самопроизвольному возникновению аналогичных традиций в разных частях света, с другой стороны, схожие элементы сознания ведут к почти мгновенной имитации и повторению чужих по происхождению, но духовно близких по содержанию традиций. Работает эффект избирательности,  чуждые сознанию традиции, например, соблюдение прав человека и свободы слова, отвергаются легко, зато традиции проездов аристократических экипажей перенимаются быстро. Человек, как производное от генетики, психологии, культуры, традиций и социальных отношений, с научной точки зрения до сих пор изучен недостаточно.


Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments