Alex Dietrichstein (glavbuhdudin) wrote,
Alex Dietrichstein
glavbuhdudin

Category:

Немножко о нашей гражданской промышленности

Оригинал взят у kosarex в Немножко о нашей гражданской промышленности
В начале 20-ого века развитие военной промышленности не во всем, но во многом являлось показателем развития и потенций развития гражданской промышленности. Потом по мере усложнения требований к гражданской промышленности выявилось интересное явления. Сама по себе оборонка ещё не являлась гарантией качества гражданской продукции. Поэтому отстающие в качестве предметов потребления страны выработали особый путь выхода на мировой рынок. Сперва осваивают производство халтуры, массовость продукции, потом повышают качество продукции. Сперва опираются на дешевизну рабочей силы в сочетании с хорошим образованием инженеров, затем переходят на использование дорогой, но высококвалифицированной рабочей силы и традиции инженеров в создании качественной продукции.

Первой пошла по этому пути Япония - страна, имевшая до 1945 года высокоразвитую оборонку, но отстававшая от Европы и США до 1945 года в качестве гражданской продукции. Начали с халтуры, но за 20 лет преуспели, после 1965 года стали бороться за место среди лидеров по качеству продукции. Этот же путь от халтуры к качеству прошли Тайвань, Южная Корея, Сингапур. Схожим путем пошли КНР, Турция, Вьетнам, Индия. Причем успехи КНР особо заметны, поскольку КНР при Мао во имя оборонки создала систему всеобщего образования, да и сама оборонка была весьма развита - производились ракеты, ядерные бомбы, ряд видов иной продукции от автоматов до джипов.

Но ведь тем же путем пошел СССР, который куда лучше многих стран работал в оборонке и смежных областях. Ракеты, электростанции, Буран, авианосцы, самолеты - чем не старт для успешного производства халтурной, гражданской продукции? Причем в 50-ые халтуру производили хорошо. Дешевые ботинки, которые натирали мозоли, уродливые костюмы, тарелки с пролетарскими надписями, нелепый трикотаж, плохо скроенные рубашки. База для повышения количества и качества продукции было хорошая. Но дальше начались проблемы количества и качества. Рабочим платили мало, а страна не стала успешным экспортером ни плохой, ни хорошей продукции ширпотреба. Были успехи в отдельных наименованиях товаров, а истинного прорыва не произошло.

В том-то и дело, что производство гражданской продукции не было самоцелью. А к 70-ым годам выяснилось, что традиции оборонного производства не помогают, а мешают производству качественной, гражданской продукции и, увы и ах, даже мешают успешному производству гражданской халтуры. Требования к инженерам, менеджерам, дизайнерам, собственникам возросли, а соответствующий персонал отсутствовал. Как ни халтурен был Запорожец, а новая Таврия оказалась ещё халтурнее. Шили похабные брюки, а призводство джинсов оказалось ещё похабнее. Производили неплохие танки, но не могли производить хорошие мопеды. А сейчас оказалось, что перейти от производства мопедов к производству танков ещё труднее, лучше создать производство мопедов заново, без учета достоинств старых танков и старых мопедов. Оборонщики оказались в принципе неспособными понять необходимое сочетание цены, количества и качества. Гражданская индустрия ещё более оказалась неспособной к производству гражданских товаров.

Между тем, шансы пройти по прежнему пути от халтуры к качеству практически исчезли. Цены в магазинах такие, что цена рабочей силы окажется в любом случае слишком высокой для производства халтуры. Да и нет теперь в населении прежней деревенской выносливости. И в азиатах её нет. Тем более, кто, например, хочет из узбеков хорошо работать, тот поедет в Корею, а сюда уже особо трудолюбивые не поедут. Наши производители с удовольствием бы халтурили, но рабочая сила не та, да и налоги не те, инженеры не те. Всё, нельзя в одну реку войти дважды. Возможности традиционного пути от халтуры к качеству были потеряны и растрачены ещё на социалистическом пути развития. Теперь даже для халтурного производства надо ввозить чужие технологии и чужих специалистов.

Япония ещё могла обойтись массовой закупкой патентов и ноу-хау. Южная Корея и Тайвань уже сочетали закупки патентов и ноу-хау с приглашением специалистов и посылкой своих специалистов зарубеж. Китай ещё больше стал завозить специалистов и посылать своих на учебу, шире открыл дверь иностранному капиталу и только сейчас создал отрасли производства, из которых начал выживать чужих специалистов, ограничиваясь чужими патентами и ноу-хау. Причем стал фактически сочетать импорт спецов с импортом менеджмента.

Интересна судьба Воронежского авиазавода. Завод встал, КБ начало работать по чужим заказом. То есть, фактически, с продукцией КБ работал чужой менеджмент. Завод же постоял без дела, а потом оборудование было продано в КНР. Таких историй масса. Ясно дело, что с таким менджментом освоить современную, гражданскую продукцию в принципе невозможно. Воронежский авиазавод выпускал гражданские авиалайнеры, а управлялся как оборонное предприятие. Да и на уровне правительства привыкли управлять промышленностью как оборонными предприятиями. Недаром наиболее конкурентоспособными в РФ и Украине оказались предприятия тяжелой промышленности, которые при общей гражданской направленности продукции, с точки зрения управления были предприятиями двойного подчинения и особой важности для оборонки. И одновременно эти предприятия промышленности, независимо от того, были они приватизированы или нет, развивались медленно. Сейчас особенно заметна их отсталость. Например, КНР или предприятия Миттала наращивают выпуск стали и проката, а предприятия РФ и Украины буксуют на месте и не являются локомотивами, тащущими вперед экономику своих стран. Сейчас в России проще наладить заново выпуск хороших танков, чем хороших кроссовок или телевизоров.

Тем не менее, у РФ остается единственный выход развития - начинать развитие с производства товаров относительно высокого качества. Причем качество может быть достигнуто только за счет иных критериев к управленцам и собственникам. Способность производить халтуру требует крестьянской цепкости. Способность работать качественно и ценить качество это уже ремесленная, городская добродетель. Но у нас торговля нацелена на халтуру, призводство на госдотации за качество, оборонка на паразитизм. Объективно, пока у нас торговля нацелена на продажу халтуры, рывок вперед невозможен. Даже демонополизация не спасет. Управление страной тоже больше базируется на принципах управления оборонкой, чем гражданской промышленностью. В сознании чиновника предприятия делятся на две категории - бессильные перед админресурсом и способные нажаловать на админресурс в министерства. Это тоже наследие управления оборонкой.

Опыт же КНР четко показывает - управление гражданскими отраслями промышленности сложнее, чем оборонными, где привыкли за ценой не стоять или заниматься крохоборством. Недаром китайцы сравнялись по качеству танков с американцами уже лет 15 назад, а борьба за качество автопрома сейчас в самом разгаре. Китайцы успешно запустили аппарат на Луну, а качество тракторов ещё значительно уступает западным. Если вчера можно было говорить, что запуск аппарата на Марс свидетельствует, что страна может напрячься и производить хорошие мопеды, то теперь провалы российский запусков на Марс только подчеркивают, что страна не может хорошо производить мопеды, поэтому была обязана затормозить свой прогресс в космосе. Элементная база не та, менеджеры не те, затратный механизм работает. Наука, культура уже без гражданских траслей существовать не могут, поэтому убогое Сколково есть порождение убогости Ё-мобиля, а не убогость Ё-мобиля является следствием убогости Сколково. Хороший автомобиль можно и без Сколково создать. Южные корейцы создают хорошие автомобили, так они нанимают наших ученых и инженеров без помощи Сколкова, им для оценки специалиста отнюдь не нужны системы оценок труда и заслуг от нашей оборонки. Короче, пора отказываться от мнения, будто оборонка сложнее гражданской промышленности, она спасет, она вытащит. Только упор на развитие качественной, гражданской продукции заставит менеджеров, чиновников и правительство изменить критерии оценки своего труда согласно современным требованиям и иначе посмотреть на вопросы дееспособности современного олигархата.

Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments