Alex Dietrichstein (glavbuhdudin) wrote,
Alex Dietrichstein
glavbuhdudin

Даже это украли

Оригинал взят у kosarex в Цыганочка
Посмотрел западные фильмы и видеоклипы с цыганами. Мужчины не танцуют цыганочку с похлопываниями ладонями по лодыжкам и коленам. В Испании танцуют испанские танцы, преимущественно из одной провинции. Кое-что из испанской традиции проглядывает в танцах в иных странах. В Сербии иначе, но тоже без классических ударов ладонями по лодыжкам. А цыгане к нам пришли из Южной Европы. И везде они заимствуют танцы у местных народов, добавляя иногда традиции танцев из прежнего места жительства. Правда, иногда придают танцам и песням свой колорит - цыганскую разухабистость. Подчеркиваю - иногда, поскольку в реальности они часто этим себя не утруждают.

Например, Венгерка Аполлона Григорьева нам известна как цыганское своеобразие. Нет, они просто подсуетились, взяли у русского человека русскую песню - две гитары за стеной... Сами исполняли, другим не запрещали и Григорьева честно благодарили. Нужно же исполнять в России русское, а не только привезенное из иных стран.

В том-то и дело, что пресловутую цыганочку цыгане могли позаимствовать только в России. В своё время в России запретили музыкальные инструменты. Часто народ мог играть только на ложках, иначе православные священники отберут инструмент и накажут за любовь к музыке - в темницу бросят, плетьми изобьют. Никоновские реформы - страшное бедствие. В этих условиях удары по коленям и лодыжкам подчеркивали ритм, который можно было задать ударами в ладоши или ложками.

Есть ещё один момент, о котором у нас не задумывались. Почему у нас русские пляшут вприсядку? Пляшут-то мужчины и женщины, есть ещё хороводы. Давайте вспомним историю с гопаком. Да, он схож с русской присядкой, но включает разные движения, поставленные балетмейстерами, чтобы на сцене сразу отличать украинский танец от русского. В русский было запрещено включать акрабатические прыжки - это только украинское. А разнообразие движений рук резко ограничили для танцев стоя. Кстати, западные хореографы оказались талантливее советских - они иногда ставили казачок, когда руки движутся хорошо, вроде бы по-русски, но не в ходе присяданий. Русские танцы ансамбля Александрова искусственны, поскольку не содержат многих движений.

С цыганами, видимо, возникла проблема. Их танцы напоминали и не могли не напоминать молдавские до появления на Украине и в России. Но они обязаны были танцевать в театре Ромэн по-особому. Это в Испании можно показать танцующими нормальный испанский танец - иного у них нет. Группа Джипси Кинг поёт испанские песни 50-ых и более ранние, в них нет ничего цыганского. Другое дело - авторские права. У нас может быть иллюзия, будто это не испанское, а цыганское. Однако, в культурном плане СССР был громадным фейком - приказано сделать расцвет национальных культур, поэтому цыганские танцы не могут выглядить как молдавские или русские. Выкрутились просто - соединили молдавско-венгерско-сербскую музыку с движениями, позаимствованными из разных традиций. Кое-что из испанского, кое-что из румынского, соединили с русскими движениями - слегка согнутые ноги и похлопывание ладожками по коленям и ладыжкам. Другое дело, что ритмика оказалась не русской, музыка-то иная. Всё это нам начали впаривать как расцвет цыганской культуры под солнцем социализма.

В том-то и дело, что сами цыгане заимствовали движения русского танца, отдельные мелодии и песни отнюдь не для того, чтобы заменить собой русские культурные традиции. Но у большевичков была четкая цель - сделать так, чтобы песни и танцы иных народов выглядели интереснее, чем русские. А тут двойная цель - сделать цыганские танцы не только непохожими на русские, путем неофициального запрета на ряд русских движений в чисто русских танцах, но и сделать их непохожими на молдавские.

Да, грабеж, просто этот грабеж надо заметить. Впрочем, дам ещё доказательство. Если вы посмотрите разные варианты исполнения Яблочка, песни отнюдь не цыганской, то в танцах четко увидите движения, которые передали цыганскому "народному" танцу в эсклюзив - тут и похлопывания по груди и ногам, тут и разведение рук в стороны без комедийной академичности ансамбля Александрова. Ну, нельзя танцевать Яблочка только присев на пятки, революция, всё-таки, можно выпрямить ноги, можно не сгибать их до конца и даже подпрыгнуть.

Повторюсь, к цыганам претензий нет, не они виноваты в том, что созидание многонациональной культуры СССР по сути неотделимо от грабежа и обеднения русской культуры.

Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments