Alex Dietrichstein (glavbuhdudin) wrote,
Alex Dietrichstein
glavbuhdudin

О коррупции и историках

Оригинал взят у kosarex в О коррупции и историках
Здесь ссылка на предыдущую статью - http://kosarex.livejournal.com/2175774.html

Свершилось то, что и должно было свершиться. Коррупция была признана частью всего механизма управления обществом. Формально, ничего нового, если учесть, сколько раз вам об этом говорили. Но на таком уровне ещё не говорили. Обывателю после этого полагается не спорить, а встать по стойке смирно и сказать - раз именно вы это говорите, значит, так оно и есть. Между тем, нам было сказано нечто большее, речь шла о стандартах борьбы с коррупцией, нельзя навязывать всем странам европейские стандарты. Одним это подходит, другим не подходит. То есть, одни стандарты укрепляют государственность и повышают степень управляемости, другие стандарты расшатывают государства и ведут к оранжевом хаосу. Естественно, знанию критериев это тайна высшего управления.

Вот тут встает вопрос о знаниях наших историков, понимают ли они до конца механизмы коррупции? Могут ли они, например, провести семинар для студентов или урок в школе на тему - сталинская коррупция в борьбе за единство государства и и социалистическое отечество? Кто сможет коротко провести политинформацию на тему - реформы Гайдара как радикальный переход от социалистической коррупции к капиталистической?

Увы, наших историков в институтах обучают столь плохо, что к правильному описанию сюжета они не готовы. Не могут они понять, что Петр Первый сознательно использовал коррупцию как средство управления. Все знают, что Петр Первый сознательно позволял Меньшикову воровать, но гонят эту мысль прочь от себя. Про уровень образования преподавателей в школе и говорить стыдно. Кто из выпускников школы может похвастаться тем, что именно историк научил его пониманию, как надо воровать, как контролировать воровство во имя целей управления, для чего дают и берут взятки, почему нужны приписки и массе иных, ценных вещей? Трагедия современных историков в том, что они работают за зарплату, возможности воровать на рабочем месте крайне ограничены, начальство с ними ценным опытом не делится, в итоге они оторваны от жизни.

Между тем, каждый историк обязан не только понимать и знать, что такое коррупция, на уровне обывателя. На уровне обывателя историк может совершенствоваться и приобрести навыки истинного коррупционера и казнокрада. Но ведь главная цель - понимание роли и места коррупции в обществе. Это особый уровень. Хулиган умеет бить в морду. Тренер знает, как научить бить в морду. Историк или социолог должен пойти дальше - понять роль мордобоя в обществе.

Тут надо начинать аб ово (с яйца). В принципе любой кавказец на базаре понимает начальную суть коррупции. Он покупает товар, дает продавщице, назначает цену. Всякие надбавки сверх цены в виде обвеса или завышения цены продавщица кладет себе в карман. Но кладет в карман под свою ответственность. Поймают - платит штраф из своего кармана. Если для спасения реноме кавказца продавщицу придется уволить, он уволит. Зато у него нет проблем с учетом и контролем, кроме как в ключевых позициях - купил товар на тысячу рублей, назначил цену в две тысячи, значит, продавщица должна ему две тысячи.

В принципе эта логика управления лежит в основе ведения войн - дали войску энное количество денег, военноначальник обязан побеждать. Если он заодно сэкономит на мелочах, не купит лишний десяток пушек, сделает воинов вегетарианцами поневоле, порох закупит не на тридцать залпов, а на двадцать, но победит, значит, деньги его. Насчет человеческих потерь можно не мелочиться. Призовем новых солдат. Главное - логика коррупции. Воруй, но неси ответственность. Эта схема сплошь и рядом является сознательным выбором со стороны руководства. Точно также начальник лагеря в ГУЛАГе обязан был дать план по заготовке древесины, а построит ли он заодно себе дом в пять комнат или в десять, это его проблемы. Не даст план - привлечем к ответственности за дом в десять комнат, если в доме только пять комнат, то всё равно получит проблемы.

От этой схемы мы получаем возможность более сложных конструкций. Например, откат наверх как средство управления. Например, продавщица получила товар на тысячу рублей, продала официально на две тысячи. Она две тысячи возвращает через бухгалтерский учет. Но в реальности она обвесила ещё на тысячу и обязана дать владельцу лавочки пятьсот, чтобы он дал двести пятьдесят начальнику рынка. Тем самым она покупает себе право быть свободной от наездов на низшем уровне, а хозяин лавочки уже заинтересован уже в более точном учете и контроле доходов продавщицы.

Но эта же схема отнюдь не требует только денег, как средства обмена и отката. Например, военноначальник получает бить солдат по морде в обмен на достижение результата. Выиграл войну - молодец, за мордобой не накажем. Проиграл - в тюрьму садиста. Могут быть иные поощрения - право выезда на встречку, убийства, изнасилования, бытовое и общественное хулиганство. Мы вам делегируем право в обмен на результат. Вон, при Сталине в Средней Азии и Закавказье процветало среди высших партийцев многоженство. Сталин на такие мелочи не обращал внимание. Главное - контроль над республиками. Сталин прощал Берия похищения школьниц с последующим изнасилованием и убийством. Внешне это преступление, а на самом деле - коррупционная схема, гарантирующая лояльность как в лавочке при обвесе покупателя колбасы. Ну, обвесила на сто грамм, так на свою ответственность. Зато у нас хозяин лавочки честный, только продавщица вороватая. Нечто схожее мы имеем в идеологии царизма - царь-то добрый, а бояре злые.

Коррупционная схема настолько проста в своей логике, что лежала в основе управления ещё древними деспотиями. Она настолько распространена, что у многих народов воспринимается как часть народной традиции, да и является по сути традицией народных отношений. Именно по этому нам трудно разделить привычные взятки или откат на два типа - взятки, которые укрепляют коррупционные отношения и управление, и взятки, которые расшатывают коррупционные отношения и управление. Поэтому историкам очень важно держать в голове изначальную, простую схему управления. Только тогда можно не запутаться и понять многие исторические процессы.

Тему продолжу.

Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments