Alex Dietrichstein (glavbuhdudin) wrote,
Alex Dietrichstein
glavbuhdudin

Category:

Культурный марксизм: критика

Оригинал взят у shaumaenigma в Культурный марксизм: критика
В Америке, откуда и экспортируется в страны бывшего СССР культурный марксизм (ярых последователей которого прозвали SJW), есть также мощная консервативная традиция, которая его критикует. См. Патрик Джозеф Бьюкенен "Смерть Запада".

Не то чтобы мне симпатичны эти товарищи. Но тем, кто борется за социальную справедливость, так сказать, по велению души, по наитию, ИМХО полезно знать их точку зрения.

Я её кратко изложу.

В 19 веке в Европе был такой философ - Карл Маркс. Он изобрел философию под названием марксизм, которая заключается в том, что капиталисты угнетают рабочих, это всё несправедливо, собственность у них надо отнять, но не просто поделить, а сделать ее государственной, т. е. уничтожить частную собственность. Ну это все знают.

Это был марксизм экономический.

Еще у него был друг Фридрих Энгельс. Он был разносторонней личностью, журналистом, красавчиком и троллем.


Молодой Фридрих Энгельс восстает против лицемерия буржуазного общества.

Энгельс придумал такую вещь: жена буржуа отличается "от обычной куртизанки только тем, что отдаёт своё тело не так, как наёмная работница отдаёт свой труд, оплачиваемый поштучно, а раз навсегда продаёт его в рабство" ("Происхождение семьи, частной собственности и государства"). Приравнял жену к проститутке. Хотя ни церковь, ни государство не рассматривали брак с такой, несколько извращенной, точки зрения.

Наверное, это было что-то личное - Энгельс был сыном буржуя и имел все шансы стать буржуем, но не захотел, хотя и работал менеджером по продажам на папиной хлопкопрядильной фабрике. У него было две жены (по очереди). И жены его были не куртизанками-буржуйками, как было принято среди молодых людей его круга, а работницами с фабрики его отца, то есть у них было всё по любви. Ну да ладно.

Марксистская теория говорила, что когда в Европе разразится всеобщая война (как это случилось в 1914 году), то рабочий класс восстанет и свергнет свои буржуазные правительства, потому что рабочие разных стран имеют больше общих интересов между собой, чем с национальной буржуазией и правящим классом своих стран. Но пришёл 1914-й год, и этого не произошло. По всей Европе рабочие собрались под национальные знамёна и пошли биться друг с другом. Кайзер пожал руку лидерам марксистской Социал-демократической партии Германии и сказал, что больше нет партий, а есть только германцы. И то же самое произошло во всех европейских странах. Значит, что-то было неправильно.

Но марксисты знали по определению, что виновата не теория. В 1917 году наконец-то удался переворот в России и казалось, что теория заработала, но она вновь забуксовала. Переворот не распространился на все страны. Попытки силовых государственных переворотов, такие как Январское восстание 1919 года в Берлине (под руководством Карла Либкнехта и Розы Люксембург), правительство Бела Куна в Венгрии, Мюнхенский Совет, рабочие не поддержали.

Так что марксисты оказались в тупике. И два теоретика принялись за работу: Антонио Грамши в Италии и Дьердь Лукач в Венгрии. Грамши сказал, что рабочие никогда не увидят своих классовых интересов, определённых Марксом, пока они не освободятся от западной культуры и в частности от христианства, что они ослеплены культурой и религией, и поэтому не могут осознать свои классовые интересы. Лукач, считавшийся наиболее выдающимся теоретиком после Маркса, в 1919 году сформулировал вопрос так: «Кто спасёт нас от Западной цивилизации?».

В 1923 году Лукач и другие марксисты-интеллектуалы, связанные с коммунистической партией Германии, основали в Германии, во Франкфурте-на-Майне, Институт социальных исследований, который позже стал известен как Франкфуртская школа.

Угроза нацизма была рано понята этими философами, и уже в 1931 году архивы были сохранены в Нидерландах, также был создан филиал в Женеве. После прихода к власти нацистов институт был закрыт. 13 марта 1933 года  представители Франкфуртской школы были вынуждены эмигрировать через Женеву и Париж в Колумбийский университет, США, куда и был перенесён Институт.

Члены Франкфуртской школы провели многочисленные исследования убеждений европейцев, которые, по их мнению, лежат в основе взлёта и расцвета нацистского режима в Германии. Они сочетали марксистский анализ с психоанализом Фрейда и заложили основу того, что стало известно как "критическая теория". По сути, это критика основных элементов традиционной западной культуры: христианства, капитализма, власти, семьи, патриархального уклада, иерархии, морали, сексуальных ограничений, патриотизма, национализма, этноцентризма, обычаев и консерватизма.

Эти критические замечания изложены в таких работах Франкфуртской школы, как «Бегство от свободы» Эриха Фромма, «Авторитарная личность» Теодора Адорно, «Традиционная и критическая теория» Макса Хоркхаймера, «Эрос и Цивилизация» и «Эссе об освобождении» Герберта Маркузе и других.

escuela-de-frankfurt-1

Представители Франкфуртской школы: Теодор Адорно, Вальтер Беньямин, Эрих Фромм, Юрген Хабермас, Аксел Хоннет, Макс Хоркхаймер, Зигфрид Кракауэр, Отто Киркхаймер, Лео Лоуэентал, Герберт Маркузе, Оскар Негт, Франц Нойманн, Франц Оппенгеймер, Фридрих Поллок, Альфред Шмитт, Альфред Зон-Ретел, Карл Виттфогел.

Так появился марксизм культурный.

Франкфуртцы стали духовными лидерами молодежной революции 1960-х в США, лозунг которой звучал как "Make love not war" ("Занимайтесь любовью, а не войной"). Эта революция победила - по крайней мере, в американском истеблишменте. Сегодня многие из колледжей, где в 60-х были волнения, представляют собой "центры политкорректности", а бывшие студенты-радикалы стали деканами. «Авторитарная личность» стала настольной книгой при проведении кампаний против любых предрассудков или дискриминации, которые ведутся согласно теории, что если это зло не искоренить, произойдёт второй Холокост (вариант - он уже происходит).

Одно из ответвлений культурного марксизма - радикальный феминизм, или "вторая волна" феминизма. Радикальный феминизм сосредотачивается на теории патриархата как системы власти. Начало этой идеологии положила Бетти Фридан - автор "Загадки женственности" (1963 год), а в 70-х появилась плеяда радфем-идеологинь: Кейт Миллет, Суламифь Файерстоун, Андреа Дворкин, Кэтрин МакКиннон, Герда Лернер, Валери Соланас, Филлис Чеслер, Сьюзан Браунмиллер, Кэти Сарачайлд, Кэрол Ханиш, Эдриенн Рич.

Радикальные феминистки прямо заимствовали идею Энгельса о том, что мужчины угнетают женщин, используя их в качестве куртизанок - сексуальных объектов. Они верят в то, что женщинам следует осознать себя как класс (=пол) и начать вести классовую (=половую) борьбу с классовым (=половым) врагом.


Андреа Дворкин писала о "гиноциде" - аналоге Холокоста для женщин, который происходит прямо сейчас.

Культурный марксизм объединяет с классическим (экономическим) марксизмом то, что они оба используют один-единственный фактор объяснения истории. Экономический марксизм утверждает, что вся история определяется формами собственности на средства производства. Культурный марксизм говорит, что история в целом объясняется тем, какая группа - определенного пола, расы, религии и сексуальной ориентации - имеет власть над другими группами.

Вторая общая для них вещь - это цель: бесклассовое общество, то есть общество не только равных возможностей, но и равных условий. Существующее общество несправедливо, нужно построить общество радикального эгалитаризма, который поддерживается силой государства.

Люди, не являющиеся культурными марксистами, не согласятся с этим: они скажут, что поскольку все люди разные, они все заканчивают свой путь неравными, независимо от их стартовых позиций, и это справедливо. Согласно обоим вариантам марксизма, государство должно принуждать несогласных строить общество равных условий, независимо от того, справедливо это в их понимании или нет. Поэтому, как считают правые, и классический и культурный марксизм - тоталитарные идеологии.

Третья параллель между классическим и культурным марксизмом - способы и средства.

Оба вида марксистов используют методы анализа, предназначенные для демонстрации корректности их идеологии в любой ситуации. Для классических марксистов - это экономический анализ. Для культурных марксистов это лингвистический анализ - деконструкция. Деконструкция позволяет обнаружить угнетение какой-либо угнетенной группы в любом тексте прошлого или настоящего (если, конечно, это не текст, вскрывающий угнетение).

Общим для обоих видов марксизма является и способ действия: экспроприация. Экономические марксисты, там, где они получали власть, экспроприировали имущество буржуазии в пользу государства, как представители рабочих и крестьян. Культурные марксисты, когда они получают власть, создают неудобства для групп угнетателей и иных несогласных с ними, давая привилегии группам угнетенных (позитивное действие, affirmative action).

В 1990-е годы в университетской среде США на базе гипотезы Сепира-Уорфа, постулирующей, что лингвистические категории формируют понятия и действия говорящего, формируется концепция политкорректности. Что такое политкорректность? Согласно Википедии, это "практика прямого или опосредованного запрета на употребление слов и выражений, считающихся оскорбительными для определённых социальных групп, выделяемых по признаку расы, пола, возраста, вероисповедания, сексуальной ориентации и т. п.".

SJW о политкорректности (из группы ВКонтакте Check your privilege):

"Гомофобия - это не "мнение". Трансфобия - не "мнение". Эйблизм - не "мнение". Расизм - не "мнение". Сексизм - не "мнение". Классизм - не "мнение". Если ты не считаешь все это чем-то отвратительным, то ты сам становишься отвратительным в моих глазах. Я не собираюсь иметь ничего общего с людьми, которые уверены, что подобные явления допустимы, и меня абсолютно не волнует, расстроит тебя это или нет. Мне безразличны твои чувства, раз тебе безразличны чувства тех, кто ежедневно подвергается унижениям, стигматизации, физическим расправам и другим проявлениям угнетения.

Если ты смеешь легитимировать происходящее, называя это "мнением", не думай, что твои руки чисты. Ты самый настоящий соучастник преступления". (оригинал записи)

Поскольку активисты борьбы за права каких-либо меньшинств определяют границы "приемлемого" произвольно, а их нарушение влечет за собой наказание (репутационные издержки, потеря должности, повестка в суд - в США), правые считают политкорректность одним из проявлений тоталитарной сущности культурного марксизма. По сути, это контроль над мыслями (thought control).

Патрик Дж. Бьюкенен о политкорректности:

"Слова - это оружие, заметил Оруэлл. Традиционалистам еще только предстоит найти эффективные меры противодействия словам. Ведь когда оппонента называют расистом или фашистом, уже нет необходимости опровергать его доводы. Он сам оказывается в положении обвиняемого и должен защищаться. В суде действует презумпция невиновности, а в обществе, когда речь заходит о расизме, шовинизме или гомофобия, налицо презумпция виновности. Следует доказывать, что ты невиновен в предъявленных тебе обвинениях.

Оруэлл так часто слышал слово "фашист", что даже предположил: если Джонс называет Смита фашистом, он всего лишь хочет сказать: "Я ненавижу Смита". Однако произнеси Джонс эту фразу вслух, его упрекнут в не свойственной настоящему христианину нетерпимости. А называя Смита фашистом, он уже не должен объяснять, за что ненавидит Смита, или пытаться превзойти последнего в споре; своими словами он заставляет Смита оправдываться в том, что тот не является тайным поклонником Адольфа Гитлера. Да, Хьюи Лонг был прав: фашизм придет в Америку под личиной антифашизма".

В общем-то, это всё, что следует знать о взглядах консерваторов на культурный марксизм.

Конечно, это взгляды ужасные, людоедские, но большинство людей их придерживается, и это стоит учитывать.

Успешной всем борьбы.

Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments