Alex Dietrichstein (glavbuhdudin) wrote,
Alex Dietrichstein
glavbuhdudin

Category:

Две стратегии

Оригинал взят у loboff в Две стратегии
В продолжение к записи о "наивности" параноиков.

Вообще, следует заметить, что быть открытым и доверчивым, жить с открытым забралом, и к миру и людям быть повёрнутым лицом, а не спиной не только проще (меньше усилий и нервов на само- и окружающих контроль), но и (как минимум в быту) намного выгоднее, чем наоборот.

Есть и поговорка на этот случай, про "быть попроще" и "люди потянутся" - при всей условности этого выражения оно довольно неплохо описывает стратегию сотрудничества (в противовес стратегии эксплуатации). Даже при том, что рано или поздно неизбежны единичные разочарования - какая-нибудь пакость в любом случае время от времени попадается на твоём жизненном пути и пользуется твоим доверием.

Да, когда-нибудь кто-нибудь из деловых партнёров тебя обязательно обманет. Но при этом у тебя в целом не будет недостатка в деловых партнёрах.
Да, обязательно найдётся мошенник, который впарит тебе ненужную дрянь. Но при твоём добросовестном отношении к людям и ты тоже станешь желанным клиентом как раз у именно что порядочных поставщиков.
Ну, и личных отношений это касается в той же степени - будучи продуманным жлобом, в качестве мужа тире жены ты с большой долей вероятности лишь такого же продуманного жлоба и получишь.

При этом преимущества стратегии сотрудничества вроде бы как совершенно не очевидны. По умолчанию кажется, что брать нахрапом, по поводу и без открывать пасть, и видеть вокруг себя одних сплошных презервативов - это и есть "умение жить". И что ежели такового умения нет, то остаётся лишь смириться с ролью терпилы и лоховать по жизни дальше. Но - это обманчивое впечатление.

Да, один раз ты выбьешь из продавца огромную скидку ни за что, просто в силу наглости. Но в следующий раз он накрутит на тебе столько, что никакая скидка не поможет.
Да, единоразово ты обманешь партнёра (кинешь работника на деньги), но при этом лишишься бонуса в виде хорошего старого знакомого, который впоследствии может оказать ту или иную услугу (хотя бы порекомендовать тебя знакомым). А со временем своим отношением ты и вовсе заработаешь репутацию мудака, от которого любой нормальный человек шарахается, а любой потенциальный работник обходит десятой дорогой.
При разводе ты сможешь "нагнуть" своего бывшего избранника, оставив его/её "без трусов". Вот только следующий избранник будет ничуть не лучше предыдущего.

Собственно, тоска по справедливости, которой в этом мире якобы нет - это общее место. Однако же отчего-то совершенно не замечается, сколько этой справедливости в нашей жизни на самом деле. И что в общем-то справедливость и есть один из немногих реальных базисов нашего человеческого существования.

Приведу только один, очень бытовой и понятный (хоть и не слишком приятный) пример.

Мы с женой очень не любим, когда нам дают лишнюю сдачу - "чужого не надо". И даже если заметили не сразу, то всё равно стараемся в кратчайшие сроки не своё вернуть. И вот как-то раз жене в супермаркете со сдачей передали тысячу, и обнаружилось это уже лишь дома. Чеки мы сразу не выбрасываем, на чеке фамилия кассира, поэтому вернуть не проблема. На следующий день жена идёт в магазин, посредством охранника находит кассира, достаёт чек, улыбается: "Я тут вчера у вас оплачивала"... На что тётка, даже не выслушав, смотрит на "просительницу" как на говно и бормочет себе под нос что-то типа "достали нищеброды со своими жалобами". (Там достаточно часто бывает несовпадение ценников, поэтому разборки такого рода и правда не редки.) Жена улыбаться перестаёт, разворачивается и уходит. Тем самым тётка стала беднее на тысячу. И никакое вслед "девушка, а чего вы вообще хотели?" уже ничего не изменит. Потому что нет, уже ничего, уже не хотела.

Ну, или вот сегодня, в метро, на этот раз в моём исполнении. Когда я оплачиваю карточку на месяц (сорок поездок на тридцать дней, 1205 рублей), кассир говорит "с пяти тысяч сдача три тысячи девятьсот девяносто пять рублей", и я только открываю рот сказать "вы мне двести рублей передаёте", как замечаю, что пять рублей насыпано "жужелицей" - по 50 и 10 копеек. Не рубль, не два, а сразу все пять, оптом. А чё? - сам хлипенький, пальтишко голименькое, морда в очочках, "такие не возмущаются". Ну, я и не возмутился, полностью оправдал ожидания. А просто взял сдачу с лишними двумястами рублей и пошёл прочь.

То есть да - люди и так работают за копейки, люди и так бедные, людям и так плохо, бла-бла-бла. "А эти гады ещё и обмануть норовят, нет чтобы вернуть лишнее". И - ожесточение в результате только увеличивается, - это-то понятно. Но вот кто этих людей заставляет своим же собственным хамством становиться и ещё беднее, и иметь тем самым и ещё больше поводов для злобы? Кто заставляет их относиться к людям так, как относятся они? "Не они такие, жизнь такая"? Ну, ок, значит У НИХ и правда что жизнь будет именно что ТАКАЯ. А ожесточение будет накапливаться, без вариантов. И его и дальше нужно будет вымещать на окружающих. На что окружающие будут недоуменно разворачиваться и уходить с ИХ же деньгами - "уж кого-кого, но тебя не пожалею". И так - по кругу.

А при чём тут то, что я в выше упомянутой записи назвал паранойей? Да при том, что паранойя (в бытовом понимании) это и есть всего лишь одна из разновидностей стратегии эксплуатации. В основе которой выбор (осознанный или нет) в любом случае делается в пользу агрессии и использования людей - в противовес эмпатии и доверию. Со всеми отсюда вытекающими.

Вот смотрите, та же женщина в метро. Она была настолько сосредоточена на том, чтобы "впарить лошку неликвид", настолько сконцентрировалась на этой операции, что - попросту ошиблась в элементарном расчёте. То самое "люди настолько сосредоточены на мелочах, настолько озабочены ежеминутным контролем окружающей среды, что в результате получают проблемы уже с само-контролем, и упускают из виду куда как более серьёзные вещи, из-за которых могут попасть впросак и быть застигнутыми врасплох".

Механизм само-наказания именно так и работает, каковы бы вариации тут не были - от подозрительности до откровенной наглости и хамского ора. При всём богатстве выбора модель поведения здесь именно что одна - "никому не доверять, все твари и сволочи". А то, что при таком подходе даже лучшие люди будут отвечать сволочизмом - стратегии эксплуатации сие попросту невдомёк.

Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment