Alex Dietrichstein (glavbuhdudin) wrote,
Alex Dietrichstein
glavbuhdudin

Роскошь непотребления

Оригинал взят у wi в Роскошь непотребления

Далеко не каждый может себе позволить непотреблять.  Во первых,  что «подумают люди»? Во вторых, откуда тогда брать радость существования (ведь уже забыли)? В третьих, как самому не потерять чувство собственной значимости (которое часто связано с тем, что человек имеет), и так далее...

Потребление не равно приобретению необходимого. Потреблением называют жизнь на поводке у СМИ, в заданных рамках модных цветов, гаджетов, машин и дизайновых люстр, которых нет только у «лузеров». Или дешёвых шмоток и подделок -- у потребления тоже есть свои страты разных ценовых категорий -- от нахождения в которых суть самого процесса не меняется.

Сущность этого счастья оставалась непонятной Чеди, пока она не постигла, что богатство и бедность на планете Ян-Ях измерялись суммой мелких вещей, находившихся в личном владении каждого. ....

Все лучшие умы направлялись только на удешевление производства, на умножение вещей – людей заставляли гоняться за вещами и умирать от духовного голода еще раньше физической смерти.

Час Быка, И. Ефремов

Не иметь страшно. Общество диктует через свои каналы манипуляции то, как мы должны выглядеть и жить. В результате мы зависим и от того, что мы уже приобрели (так как всё это требует ухода), и от того, что ещё не приобрели (так как это занимает наши мечты). И всё это мы боимся потерять.

Мы, разумеется, оправдываем себя тем, что благодаря потреблению работает вся мировая экономика. Но вот только экономика построена таким образом, что себестоимость и качества товаров всё время ухудшаются, а цена остаётся прежней. Разница идёт не в наши кошельки.

В 70-е годы был проведён эксперимент, при котором людям давали попробовать Пепси и Колу сначала с закрытыми глазами, а затем так, чтобы они видели название марки. Оказалось, что большинство, не видя марки предпочитает Пепси, а понимая, какой напиток они пьют, предпочитали Кока-колу.

Сегодня из этого выросла уже целая сфера нейромаркетинга. Она выводит рецепты рекламы (прямой или непрямой), которые должны активировать в нашем мозгу его части, ответственные за производство эмоций и импульсов, заставляющих Вас любить то, что нужно производителю.

 Но ведь это означает и то, что и определённый спектр эмоций и реакций нашего мозга просто «оккупирован» потреблением. Его высвобождение приводит к новому витку интеллектуального и физического развития. Представляете, как развивались бы люди, если бы тот же нейромаркетинг работал не на коммерцию, а на увеличение интеллектуальных способностей людей?

Конечно, для того, чтобы признать собственное порабощение вещами и перейти к обладанию минимумом нужен определённый культурный и умственный багаж. Дисциплина и очень трепетное отношение к деталям. Жажда познания нового, исследовательский инстинкт.

При всём при этом, отказываясь от потребления, не нужно жить в землянке и купаться только в озере. Нужно лишь воспитать в себе вкус и ограничится немногим, но самым лучшим из того, что можно себе позволить. Вы никогда не будете чувствовать себя обделённым, если будете знать, что Вас окружают качественные вещи. А их небольшое количество даст ощущение свободы.

А тогда можно и «отважиться жить», как говорил Генри Дэвид Торо в своей книге «Уолден». Это значит -- не иметь, а быть. То, что пока всё ещё остаётся роскошью.


Tags: социология
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments