Alex Dietrichstein (glavbuhdudin) wrote,
Alex Dietrichstein
glavbuhdudin

Еще раз о ЕГЭ

Есть одна формальная особенность, сближающая концепцию ЕГЭ и экзаменационные права дореволюционной гимназии: ученики последней, с успехом получившие аттестат зрелости, могли поступить в любой университет РИ без экзаменов. Можно ли на этом основании утверждать, что введение ЕГЭ приблизило русскую школу к дореволюционной? Ни в коей мере; это достаточно удачный пример для рассмотрения того, каким образом одна и та же, казалось бы, деталь совершенно по-разному работает в разных образовательных машинах.

Формальное сходство неполное; это во-первых. Но к нему мы перейдем чуть позже. Сначала - одно очень важное содержательное. Старая русская школа была честной. А.П.Чехов мог написать рассказ о мертвенном эллинисте, умерщвляющем медленной смертью живые души учеников; М.П.Арцыбашев мог написать рассказ об отчаявшемся гимназисте, застрелившем директора и преподавателя латыни.Но никто из них не написал рассказа о директоре, эллинисте или латинисте, берущем взятку за университетское будущее недоросля. Однако у школьной честности есть и оборотная сторона: наличие победителей в состязании предполагает и наличие проигравших, и отсев в гимназиях (реальных училищах, впрочем, тоже) достигал 40 процентов. Не по результату выпускных экзаменов, разумеется, а из всех классов. Современная школа - в зависимости от точки зрения - либо мечтать об этом не может, либо, слава Богу, лишена подобного кошмара. Образовательная логика эпохи всеобуча другая. Четверть учеников сдали математику на два? (Это было в начале, когда ЕГЭ, к которому еще не успели приспособиться, открыл глаза публики на реальную картину. И то далеко не в полной степени: сравним 25 процентов двоек по ЕГЭ и 40 процентов отсева старой школы независимо от типа.) Хорошо, мы понизим требования, и эта двойка станет тройкой. Разумеется, публике и образовательным властям не приходило в голову, что не четверть, а значительно большая доля учеников в принципе не в состоянии усвоить хоть сколько-нибудь сложную математическую программу, и искать причины в дурном преподавании бессмысленно. Оно действительно дурное; но если бы оно было улучшено, это сказалось бы на успехах лучшей четверти, а худшая так бы и пребывала в прежнем дремучем интеллектуальном сне. Маскировка результатов, которая была предпринята, - единственный мыслимый ответ на ситуацию, но в рамках логики всеобуча снижение требований - и, следовательно, уровня образования - является совершенно неизбежным ответом на мнимую катастрофу, в то время как логика образовательной системы РИ исключала подобную проблему как таковую.

Читать полностью philtrius в Самореклама
Tags: педагогика
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments