Alex Dietrichstein (glavbuhdudin) wrote,
Alex Dietrichstein
glavbuhdudin

Идиоты (1998, режиссёр Ларс фон Триер)

Оригинал взят у v_l_s_p_d_s_t в Идиоты (1998, режиссёр Ларс фон Триер)
На этот раз Триер троллит «социально чуткое» общество с его симпатией ко всякого рода убогим и ущербным гражданам. Группа фриков ведёт жизнь идиотов — то есть, действуя в рамках некоего психологического эксперимента «по предварительному сговору» они начинают ломать комедию, старательно изображая умственно отсталых людей. Делают они это с чувством и размахом, как настоящие художники-перфомансеры, причём не только на людях, но и периодически в собственном кругу, так сказать, для поддержания формы.

msm9fIU0PgQ

Изначально идея была неплохая — побудь идиотом для снятия стресса, высвободи «внутреннего идиота», да здравствует свобода и раскрепощённость. Со временем выясняется, что такое идиотничание позволяет на свой лад очень неплохо устроиться людям небрезгливым и не чуждым идеалам хиппи. Идиотов окружающие боятся, а ещё больше боятся, не дай бог, допустить в их адрес какую-нибудь «нетолерантность». Их везде пускают, нигде не берут денег, общественность, стиснув зубы, потчует несчастных страдальцев чёрной икрой.

И люди по отдельности, и группа в целом — деградирует (одна из мыслей Триера, как мне кажется — жизнь «на социалке» развращает тех, кто ею пользуется, а толерантное требование повышенной социальной защиты развращает общество в целом). То есть, буквально наступает деформация характеров. Лидер группы (актёр Йенс Альбинус) всё чаще испытывает приступы неконтролируемой ярости (поначалу он притворялся, сам себя «заводил»). Кто-то начинает впадать в идиотнический транс как в привычное состояние, в реально сложных жизненных ситуациях. В общем, в конце концов псевдоидиоты слегка охамели, как избалованные дети. Начинаются уже действия на грани фола (например, подстава, когда один идиот падает на частном землевладении, притворяясь, что поскользнулся и получил душевную травму, а лидер группы под это дело вымогает у хозяина энную сумму денег). Внезапно выясняется, что фальшивые идиоты — такие нещепетильные и простые ребята, как они сами себя воспринимают — тоже способны испытывать неприязнь к идиотам настоящим, когда они повстречали компанию даунов. Между участниками группы зреет конфликт.

Окончание фильма озвучивать не буду, но замечу, что в финале Триер даёт и положительный пример, где неожиданно всё это малопочтенное идиотничание оказывается в какой-то мере оправданным. Это ещё одна, как мне кажется, важная мысль (мысль-вопрос) Триера о том, могут ли быть нужны «объективно ненужные» люди (идиоты в частности и всякие «акционисты», депты современного провокационного перфоманса — в целом).

Субъективно — тяжеловатый для восприятия фильм, как и все ленты Триера, но, скажем так, полегче последних работ. Больше всего по динамике мне напомнил ленту «Самый главный босс», очень много диалогов (сплошной, непрерывный диалог) под фирменную дрожащую камеру. Снят в соответствии с требованиями манифеста Догма 95 — это говорит о многом.

Неподготовленным зрителям к просмотру не рекомендуется.

Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments