Alex Dietrichstein (glavbuhdudin) wrote,
Alex Dietrichstein
glavbuhdudin

В противофазе

Оригинал взят у loboff в В противофазе
Вообще, следует заметить, что отечественные деятели культуры из разряда обслуживающего персонала (как журналистская братия, так и теле- и кинодеятели всех мастей) отчётливо находятся в противофазе к жизни современной России. Соблазнительно найти здесь осознанный заговор (мол, русским нормальной культуры не положено, должны жевать всякое непотребство и быть счастливы, что хоть это дают), но в данном случае дело наверняка всё же в другом. Все эти прекрасные люди попросту ментально живут в счастливых (для них) 90-х, и не испытывают ни малейшей потребности из этого состояния выходить. Поэтому они своим "творчеством" в общем-то всё те же 90-е и транслируют: с народом-быдлом, с крашенными панелями в хрущёвских кухнях, с прогибом под криминальную культуру и с культом успешного хама. А так как реальной конкуренции в этих горних сферах не допускается (зона госприоритетов), то и сдвинуть всех этих замечательных людей с их насиженных мест попросту немыслимо - закрытые касты для своих, в которых и новичкам приходится принимать существующие правила игры - иначе не прижиться.

Получается парадоксальная вещь: ради контроля важных в смысле госпропаганды областей создана настолько герметичная система, что в ней попросту невозможно следование реальным трендам современности, ибо заправляют там ментальные девяностники. В результате чего столь важные в смысле госпропаганды области оказываются буквально сосредоточением неприкрытых саботажников и вредителей, которые в СМИ и на голубых экранах формируют имидж России как не то чтобы совершенно убогой, но - глубоко несовременной и отсталой страны, страны из вечного вчера.

Не факт даже, что сам этот имидж создаётся с осознанной злобой и презрением к согражданам и "рашке-засрашке" (хотя и без этого явно не обходится). Тут в общем-то достаточно элементарной лени, нежелания меняться самим и менять наработанные методы - то есть обычного самотёка. Ибо зачем, если и так в кормушке насыпано? То есть выполнить откровенно пропагандистский запрос на злобу дня (ну, типа там "крымнаш" или "сириявбеде") они конечно выполняют, но там, где напрямую интересы государства не задеваются, там уж мы извините по-своему, по-привычному, по накатанной.

У Сапожника недавно цитировалась статья некой Анастасии Мироновой, в которой излагаются и правда что довольно точные и верные социологические наблюдения - на основе рекламы, генерируемой и транслируемой по телевидению: "За многочисленными роликами с рекламой бифидобактерий, средств «от живота» и печеночных колик скрывается тяжелая правда: люди плохо питаются, переедают, культуры застолья нет. Они по-прежнему объедаются на праздниках, благосостояние и успех друг друга измеряют едой ... Основная задача — перенести болезнь на ногах. Основной страх — потерять работу из-за больничного", и т.д. И это и правда что довольно близкое описание существующего положения вещей. Одно но - тем самым описываются не реальные жители России и их приоритеты, а представление телевизионщиков о своей целевой аудитории. То есть именно такими - быдлом, которому некогда болеть и которое жрёт что попало - телевизионные криэйторы своих сограждан и видят. И именно на подобный контент руководство криэйторов и ориентирует. И заказчикам рекламы именно такая аудитория и продаётся.

Посмотрите любой проходной российский сериал. Там даже когда показывают самую что ни на есть современную московскую жизнь, с нормальными шмотками, с приличными тачками и симпатичными лицами - даже там герои говорят так, как будто только-только вышли из камеры анабиоза, где спали года так с 1995-1996-го. Люди, ау! - вы где-нибудь слышали, чтобы ваши современники говорили языком ваших героев из сериалов? Может вам выйти в народ, потолкаться в толпе, послушать как сейчас по-настоящему люди между собой общаются, а не как у вас набилась рука во времена вашей молодости? Помнится, я пытался посмотреть хвалённый "Метод" - смог осилить минут десять-пятнадцать, не больше. На сцене, где в женском туалете гламурные девки вдруг начали изъясняться между собой в стиле вокзальных проституток прошлого века, я сломался - это оказалось выше моих сил. Не помню, о чём там конкретно шла речь, какая-то дешёвая похабщина про трусики или про без трусиков, но меня вот реально, до физиологической достоверности, начало тошнить.

Или тот же "Лондонград". Пока снимали в Лондоне, всё в рамках нормальной человеческой реальности. Ну, немного напыщенного комсомольства ощущалось, не без этого, особенно когда главная героиня начинала тереть за правильную жызнь и как оно вообще нужно быть хорошими и благородными. Да, фальшь, да, слюнтяйство, которое уж точно ни к чему, и дефицит порции ядрёного такого цинизма ощущается довольно остро (всё же речь о конторе "решал", разруливающих не самые приятные вопросы). И тем не менее, если не слишком придираться - ок, смотрибельно, на троечку с плюсом покатит. Но тут главный герой на время возвращается в Петербург, и начинается праздник жизни.

Обоссанные и обшарпанные углы зданий. Какие-то заброшенные пустыри. Дикие менты, которым делать больше нечего как охотиться за желающими расплатиться в кондитерской валютой. Отделение милиции со злобным гоблином, желающим унизить любого попавшегося к нему в лапы. При этом с потолка в ментовке течёт, стены в ржавчине и плесени, стол у мента ветхозаветный, каких сейчас и в конторе у самых забитых дворников не сыщешь. Словом, адъ и израиль! И это, на минутку, демонстрируется якобы 2016-ый год - в декорациях года так 1996-го. Ты смотришь в голубой экран, и вопрос только один: "А что это вообще было?" Вернее, есть и ещё вопрос: "Вы там, за голубыми экранами, вы и правда что ли такие ... какими кажетесь?"

А уж когда начинается шоу из жизни простого трудового народа, тут и вовсе один сплошной пир духа! Насчёт "крашенных панелей в хрущёвских кухнях" это я ведь ни в коем разе не преувеличиваю - просто посмотрите внимательно на поделки для домохозяек по типу "жизненных". Как говорит моя коллега, "у меня даже соседи-наркоманы себе ремонт сделали". А тут показывают нормальных, приличных людей, но чтобы подчеркнуть их не слишком богатую жизнь, засовывают их в обстановку прошлого века, выдавая сие за современную жизнь. Это как вообще?

Кстати, вы никогда не задавались вопросом, а где киношники вообще эти развалюхи снимают? Ну, типа может у них там павильоны съёмочные с тех самых пор остались, а на новые декорации денег у бедных производителей сериалов не хватает, вот так и снимают по старинке - то, что есть. Ага, щаз. Подруга той же самой коллеги специально держит подобную развалюху ("бедненько, старенько, но чистенько") для аренды киношниками - идёт нарасхват, бедолаги в очередях стоят, ибо где ещё найдёшь такой экзоти́к! (Я, кстати, сейчас если и утрирую, то совсем немного. По-крайней мере зарабатывает на этой квартире её хозяйка раза в два больше, чем если бы она её сдавала отремонтированную и меблированную).

Ну и? И куда подобным "деятелям искусства" осилить Пелевина? Они даже "Поколение П", которое и вообще по антуражу посвящено 90-м годам - они и его умудрились снять настолько похабно и старообрядчески, что весь просмотр фильма не покидает ощущение, что это какая-то советская ещё древность. Что уж тут говорить о более современных вещах - куда уж тут недотыкомкам.

Приятель-сценарист так мне и говорит во время наших встреч: "Не, Тёмыч, ты вот то, куда я пишу сценарии, ты это не смотри, не надо. Да и вообще российское кино не смотри - зачем себя так унижать..." Причём дело ведь не в том, что это он "не может" или в целом "не могут". Всё в общем-то для производства нормального продукта есть, кроме - самой возможности. Положим, решает очередной гений от продюсерства выпендриться: а ну дай-ка мне, братец, что-нибудь этакое, нашу российскую "Гоморру", к примеру. Братец даёт. Гений прочитывает и скисает - нет, не пойдёт материал, не пропихнём. Вот на этом уровне все трепыхания обычно и заканчиваются. Потому как жопы тех, кто пропускает или не пропускает, настолько вросли в прошлое, что для них любое отступление от канона это ересь и крамола - и жопа не велит.

Собственно, и со СМИ та же самая история. Про чернуху и так всё понятно. Но вот например: перепечатывается откровенно пропагандистский бред из западных изданий, в котором "рашка-засрашка" по всем параметрам хуже габонов с замбези. Почему? Зачем? Зачем помогать клеветать на свою же страну? Денег за это дали? Вот прямо всем друг у друга и перепечатавшим? Может и дали кому-то. Но отчего-то думается, что в большинстве случаев это всё та же практика - "а всегда так делали, нафиг вообще что-то менять?" Попросту люди с мыслеобразом из 90-х - как говорится, ничего личного, просто вавка в голове.

Кстати, насчёт вавки это тоже никак не преувеличение. Потому как такой фактор, как глубочайшая обида на современность, и незаживающая в связи с этим душевная рана, явно играет в данном случае не последнюю роль. Ведь кем был описываемый контингент "деятелей культуры" в первые годы "молодой демократии"? Это были цари и боги: "в кабинет мэра дверь пинком распахивали!" Разваливая страну, прессе и культуртрегерам дали отмашку на полную вседозволенность - что хочу, то ворочу - они и воротили. Да и жили они тогда, среди всеобщей нищеты, очень даже неплохо. Замазал чёрным пиаром неугодного людя́м соперника - прикупил квартиру. Снял на бандитские деньги бандитский же сериал - построил особнячок. Поди плохо. А сейчас что? Пашешь, горбатишься, а ни уважения тебе, ни власти, ни квартиры за месяц работы. А такие обиды - когда сначала из грязи в князи, а потом обратно - ТАКИЕ обиды ничем не смываются, и не забываются поколениями.

Кстати, о поколениях, что касается помянутых новичков. Они ведь тоже больше частью из этой среды - в закрытых кастах и семейственность тоже всегда на уровне. То есть молодые и дерзкие приходят на поприще тоже где-то с тем же набором обид и ценностей, усвоенных если не от родителей, то от тёток с дядьями, или от прочих друзей семьи - так что зачастую им и приспосабливаться не надо, и так усё понятно: "рашка-засрашка", народ-быдло, хаму поклонись, нищеброда пни, на головастика плюнь. А вспоминая благословенные деньки былого величия и благодати - заплачь горючей слезой и прокляни эту и так прокля́тую страну.

Tags: совок, социология
Subscribe

  • Политкорректность или нетерпимость?

    В одной из предыдущих «картонок» я говорил, что политкорректностъ, появившаяся в Америке для того, чтобы защищать права подавляемых меньшинств, чтобы…

  • Эрзац

    С разрушением творческого культурного потенциала на первый план выдвинулись псевдомыслители, ремесленники от науки, от музыки, от художественной…

  • Мемы и вирусы сознания

    Оригинал взят у hvac в Мемы и вирусы сознания «Мем есть основная единица культурной трансмиссии (передачи)». Согласно этой…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments