Alex Dietrichstein (glavbuhdudin) wrote,
Alex Dietrichstein
glavbuhdudin

Categories:

Конфессиональное в коммунизме

Оригинал взят у harmfulgrumpy в Конфессиональное в коммунизме
Оригинал взят у oboguev в конфессиональное

«В конце января [1919 года] в с. Бостаново Елатомского уезда состоялась губернская конференция мусульманских организаций РКП(б). Архивные материалы донесли до нас местонахождение пяти мусульманских ячеек губернии: г. Темников, села Бостаново, Большой Студенец, Азеево, Сургуди.»

(С.Л. Протасов, "Волостные и сельские организации РКП(б) Тамбовской губернии (1919—1919 гг.)" // ред. Н.А. Окатов, "Вопросы партийного строительства в центральном черноземье 1917-1933 гг.", Тамбов, 1988, стр. 59)

А вот о православных организациях РКП(б) мне слышать не доводилось.
_________________________________________________________________________________________________

Роль центрального мусульманского комиссариата в истории России


.
Руководители Центральной мусульманской военной коллегии

Ульянинский в статье «Через год», опубликованной в журнале «Жизнь национальностей», №15 (23), 27.4.1919, утверждает, что в январе 1919 года действовали 69 комитетов разного уровня: губернские — в Астрахани, Архангельске, Казани, Оренбурге, Перми, Саратове, Тамбове, Уфе; городские — в Астрахани, Вятке, Нижнем Новгороде, Пензе, Петрограде, Симбирске, Рыбинске; уездные — во всех регионах европейской части России, где проживало мусульманское население. И, наконец, Центральный мусульманский комиссариат контролировал сеть мусульманских организаций в Центральной Азии (Актюбинск, Семипалатинск, Верный, Ташкент) и Сибири (Чита, Тобольск, Новониколаевск). По утверждению Мухарямова, в соответствии с постановлением от 30 июня 1918 года («Известия ВЦИК», №134, 30.6.1918) об организации мусульманских комиссариатов были созданы комиссариаты в Москве, Петрограде, Уфе, Тамбове,

Астрахани, Казани, Тетючи, Перми, Бугульме, Тюмени, Златоусте, Елабуге, Оренбурге, Мензелинске, Ташкенте, Бюинске, Касимове, Чистополе, Верном, Троицке, Челябинске, Давлеканово, Белебей, Тобольске, Верхотурье, Малмуже, Самаре. Мусульманские отделения при городских советах существовали в Лаишеве, Свияжске, Оше, Красноуфимске, Бузулуке, Ставрополе, Бирске, Стерлитамаке, а подотделы при советах национальностей Вятки, Чембара, Нижнего Новгорода и Рыбинска.

Вахитов и Султан-Галиев работали в Центральном мусульманском комиссариате внутренней России при Наркомнаце с 19 января (1 февраля) 1918 года. Центральный комиссариат, первым председателем которого стал Вахитов, занимался всеми сторонами жизни российских мусульман, как того требовала сама структура организации. Она включала 13 секторов: занятость, сельское хозяйство, промышленность, образование, прессу, финансы, суд, армию, международную пропаганду, а также Башкирию, Кавказ, Крым, Туркестан, Киргизию (Казахстан). К лету 1918 года она имела филиалы в 26 городах России. Меры, принятые весной и летом 1918 года, расширили функции Центрального мусульманского комиссариата и, соответственно, возможности действий Вахитова и Султан-Галиева.

Постановление Наркомнаца от 27 января 1918 года подчинило себе все мусульманские отделения местных Советов. Спустя пять месяцев постановлением Совнаркома от 29 июня 1918 года к нему были присоединены губернские и уездные мусульманские комиссариаты (Губмускомы и Уезмускомы). В этот же период очередным постановлением Совнаркома была создана Центральная мусульманская военная коллегия (Центрмусвоенколлегия), теоретически поставленная в подчинение Народного военного комиссариата, а фактически — Центрального мусульманского комиссариата. Султан-Галиев стал его первым председателем, а Вахитов — одним из его членов. Кроме того, постановлением Совнаркома от 15 февраля 1918 года была также учреждена еще одна коллегия — орган идеологического управления, в состав которого вошел Султан-Галиев.
sultangaliyev
На Центрмуском возлагалась миссия по приобщению мусульманских масс к политической жизни с тем, чтобы они активно участвовали в деле Революции. Но Вахитов и Султан-Галиев намеревались придать ему вскоре особое содержание, которое принесло бы пользу российским мусульманам. С этой целью они решили создать «государство в государстве» и удовлетворить тем самым традиционные противоречивые чаяния всех дореволюционных мусульманских движений националистов, панисламистов и пантюркистов: национально-экстерриториальную автономию (путем создания мусульманской администрации и автономной компартии) и национальную территориальную автономию (путем создания татаро-башкирского государства на Средней Волге и Урале).
полностью на http://newskif.su/2014/роль-центрального-мусульманского-ко/

Исполнительный комитет Центрального Сибирского Мусульманского Совета

13 октября 1917 г.
[исх] № 317 г. Томск

Удостоверение

Дано сие председателю Исполнительного комитета Центрального Сибирского Мусульманского Совета Иосифу Раадовичу Саиеву в том, что ему для организационных работ, а также создания однотипных мусульманских организаций в пределах Приморской, Амурской, Забайкальской, Семипалатинской и Акмолинской областей, Иркутской, Енисейской Томской, Алтайской и Тобольской губерний и для проведения в жизнь в названных губерниях и областях культурно-национальной автономии, провозглашенной Всероссийским съездом мусульман в Казани, и I-м Сибирским областным съездом в Томске, а также создания печатного органа Сибирских мусульман, необходимо иметь свободное время в пределах от 2-х до 3-х месяцев. В виду важности изложенного означенное удостоверение выдано для возбуждения ходатайства перед соответствующими начальствующими лицами и военными демократическими организациями на предмет освобождения его, Саиева, на означенный срок от его обязанностей по военной службе, что подписью с приложением печати Томского губернского мусульманского комитета, удостоверяется.

За Председателя съезда подпись Ш. Шамгулов
Товарищи подпись Н. Карпов
Секретарь подпись А. Юняев

ЦДНИ ТО. Ф. 1. Оп.1. Д. 1513. Л. 147. Подлинник. Машинопись. Подписи-автографы. Оттиск печати отсутствует.

Справка: Саиев Юсуф Раадович – прапорщик, эсер, делегат Сибирского мусульманского съезда, 1-го Сибирского (от Енисейского губернского мусульманского совета) и Чрезвычайного (от Сибоблсовета) областных съездов, кандидат в члены исполкома Сибоблсовета, участвовал в работе частных совещаний Сибоблдумы, председатель ее национальной фракции, председатель Центральной Сибирской мусульманской военной комиссии.

См. Кутилова Л.А., Нам И.В. Наумова Н.И., Сафонов В.А. Национальные меньшинства Томской губернии. Хроника общественной и культурной жизни. 1885-1919 /Под ред. Э.И.Черняка. – Томск: Изд-во ТГУ, 1999. – С. 284.
https://www.politforums.net/historypages/1337040890.html



Tags: совок
Subscribe

  • Об интервенции

    Многие критики современной историографии довольно давно потребовали пересмотра учебников, посвященных русской главе новейшей всемирной истории, и это…

  • Английские шпионы проговариваются

    о своих методах дипломатии Kaa was not a poison snake – in fact he rather despised the poison snakes as cowards – but his strength lay in his hug,…

  • "Русская" революция

    Уничтожение России для лондонских олигархов имело первостепенное значение. Со времен Екатерины Великой, создавшей Лигу вооруженного нейтралитета,…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments